среда, 15 января 2014 г.

"Книжный вор"



Ура, ура ура!!!
Давно-давно не писала отзывы - плохо.
Будем исправляться.
Прочитала несколько книг, но начну с наиболее задевшей меня.


Маркус Зузак "Книжный вор"

То лето было новым началом и новым концом

Лицо - чистая страница
как и для многих сейчас эта книга, хотя, возможно, я ошибаюсь.
Будто он взял ее руку, вложил ей в ладонь свои слова и свернул пальцы в кулак -
я так не умею, но хочу попробовать.

Предисловие:
Писали промежуточную по русскому. У меня три. Я когда узнала, чуть со стула не свалилась, потому что по русскому тройка - большая редкость, а тут еще и полугодовая контрольная, от которой зависела моя полугодовая же оценка.
Выяснилось, что я не разбираюсь в различных литературных тропах и фигурах (особенно не понимала метафору), но надо было разбираться. С горем пополам мне объяснили разницу и я стала различать метафоры и другие тропы.
Нам разрешили переписать эту контрольную, просто дав другой вариант. И что Вы думаете? 5! И всего 2 ошибки в частях А и В заданий ЕГЭ. И все-таки одна ошибка была на средства выразительности. Спорная оценка оставалась, и мне дополнительно дали еще одно задание на все ту же тему. Наконец-то тогда я разобралась в том, что такое метафора, парцелляция, эпитет, сравнение, оксюморон, гипербола литота, метонимия и др. Что-то я уже знала, но и для повторения пригодилось, а главное, разожгло во мне дикий интерес.
Как раз наша учительница русского посоветовала мне прочитать книгу "Книжный вор". На следующий день я к ней прибежала на радостях: "Смотрите, это же метафора? А это метонимия? А вот оксюморон, да?...". Это я прочитала всего 10 страниц книги. 

Азарт. Дикий азарт. У кого что, а я ищу средства выразительности, хотя сама ими не владею. В этом плане на этой книге можно разгуляться, да так и загулять надолго.

Говоря об остальном:
я в самом начале запуталась. Честно, читала книгу так: прочитала всю, потом вернулась к началу, перечитала его уже с полным пониманием, и только тогда посчитала книгу прочитанной. И то не до конца.


Роман написан интересно, мне понравился подход автора к написанию. Подобного я еще не читала.
Понимаю, что роман требует большой "переварки" для меня - когда-то я его перечитаю обязательно. Это просто необходимо.
Романом хочется поделиться с кем-то, кто его еще не читал, а с какого боку подойти и понятия не имею.
Вроде и сюжет не хочется открывать (на самом деле не люблю это делать), а с другой стороны на эмоциях о прочитанном много не вытянешь.
Если судить по себе: меня книгой завлечь легко. Это как говорят, только пальчиком помани, а мне достаточно название книги сказать и свое мнение открыть, так я и побежала ее искать и читать.
Понимаю, что так не все, но может кто-то есть похожий на меня и только по названию побежит за книгой...
Искренне желаю тому, кто возьмется, если еще не прочитал, приятного чтения:)





   Добавляю сюда свое сочинение, которое помогло мне победить в третьем туре олимпиады по русскому языку. Если не лень, прочитайте!
       Я в очередной раз хлюпнула носом, размазывая слезы по щекам, чтобы они не мешали мне читать. Плед укрывал мои плечи, а рядом со мной стояла чашка с кофе, про которую я совершенно забыла, и кофе уже успел остыть, покрывшись тонкой пленкой. Дождь за окном, одиночество, ночь, книга в руках, тихий шелест ее страниц, запах кофе – все это оставляло отпечаток в моей душе, пуская свои корни глубоко в душу.
       Наконец я закрыла книгу и, тихо плача, прижала ее к груди. Мои мысли путались, и я должна была записать все, что чувствовала, в дневник. Хоть я и не так давно начала вести его и пока делала это неумело, но он уже успел стать моим помощником и лучшим другом. Спустившись с подоконника, я дошла до стола и, судорожно схватив ручку, собралась писать. Я распахнула дневник примерно на середине, да так и застыла не в силах оторвать взгляда от сделанной когда-то записи: «Когда слова теряют свой смысл – люди теряют свободу». Мои мысли смешались. «Это как раз то, что мне нужно!» - сквозь слезы улыбнулась я и, лихорадочно перелистав страницы дневника, открыла чистый лист.
19 мая
          Дорогой дневник! Ты понимаешь, я сделала это, я дочитала ее! Боже, сколько же всего в ней, что так важно в нашем мире, а все об этом забывают… Открыв тебя, я случайно нашла запись от 13 ноября прошлого года, где как раз говорится о той свободе, которую получает человек от слова. Именно про эту свободу в большей своей части рассказывает эта книга.
Ты не поверишь, даже в фашистской Германии во время войны были свободные люди! Это так удивительно, ведь почти все были под гнетом фюрера. А здесь – история  маленькой девочки, которая, узнав силу слова, смогла стать свободной. Сейчас я понимаю, что она не единственная, кто смог этого добиться, а ведь это большой труд. Когда фюрер сжигал все книги громадными кострами, а маленькая девочка выхватывала одну из огня и, еще не умея читать, прижимала к груди как родную; или же когда все прятались в бомбоубежище в страхе, что сейчас все погибнут и погибнет всё, она читала вслух книгу так, что все брались за руки и слушали её в гробовой тишине, успокаиваясь; или же, когда девочка помогала выжить своему другу-еврею, который в итоге так научился понимать слово, будто брал ее руку, вкладывал ей в ладонь свои слова и сворачивал пальцы в кулак, - вот что такое свобода. Маленькая девочка и маленький еврей оказались «большими»  в истории Германии: они смогли обрести  свободу в той несвободной стране, в то несвободное время. И эту свободу им дало Слово, которое объединило их, дало силы сопротивляться, научило жить…
Бедность и нищета, бомба, сброшенная сверху, болезнь, выстрел, пожар, голод…Никто не защищён от этого. А из-за чего же всё это началось? Вот послушай меня и не злись за многословность, я расскажу тебе начало небольшой истории, которая переросла в целый мир, истории, рассказанной тем самым евреем для маленькой девочки. Тем евреем, который не имел свободы слова, не имел свободы жизни, не имел свободы вообще, зато он смог подарить её всю, без остатка, ей, смог подарить ей всю свою жизнь, все слова, что имел, все то, что сделало маленькую девочку свободной.
   «…Один странный человек решил, что однажды он будет править миром. Довольно долго молодой человек бродил, раздумывая, планируя и вычисляя, как ему заполучить мир. И вот однажды его ни с того ни с сего осенило – идеальный план. Он увидел мать, гулявшую с ребенком. Мать долго отчитывала своего мальчика, пока тот наконец не заплакал. А через несколько минут она заговорила с ним очень мягко, и мальчик успокоился и даже улыбнулся. Молодой человек бросился к той матери и обнял ее.
- Слова! – он ухмыльнулся.
- Что?
Но ответа не было, он уже убежал…»
             Как ты думаешь, кто был этот молодой человек? Фюрер, конечно! Это он понял всю силу слова, всю мощь и свободу, которую оно даёт. При помощи Слова он смог сделать невероятное. Он покорил практически весь мир. А может, мы победили в той страшной войне, потому что вовремя разгадали «магию» слова Гитлера. А  разгадав, не захотели ей подчиниться. Не подчинившись, обрели Свободу. У нас было другое Слово, своё Слово, которое вело к Победе, а значит, - к Свободе.
 Писать больше не могу, нет сил… Теперь я точно знаю, что сила Слова велика. Это та сила, которая даёт Свободу. Я мечтаю научиться владеть Словом, чтобы обрести истинную свободу. Я очень надеюсь, что ты поможешь мне в этом. До завтра!
P.S. Забыла написать: автор, который подарил мне свободу слова, свободу мысли, писатель, который сам мастерски владеет Словом, - Маркус Зузак. История, рассказанная им,  -  «Книжный вор» ( даже название говорящее)…  Хочу перечитывать ее вновь и вновь…
            Отложив ручку, я глубоко вздохнула. Перечитывать написанное не хотелось, я написала всё это на одном дыхании,  я этим еще дышала.
            После я еще долго не могла уснуть, вновь и вновь возвращаясь мыслями к слову и свободе, которую оно дает.

4 комментария:

  1. Вы очень хорошо оценили книгу, а сюжет каждый может в аннотации прочесть на любом сайте.

    ОтветитьУдалить
  2. Аня, заинтриговали! Очень понравилось "предисловие"

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, это здорово, что Вы умеете так чувствовать, сопереживать.

    ОтветитьУдалить