пятница, 31 января 2014 г.

"Кому на Руси жить хорошо"



"Кому на Руси жить хорошо" - 
поэма, с которой мы познакомились на уроках литературы.
Книжка маленькая, но интересная: она затрагивает понятия о свободе, о праве, о Боге, говорит о необходимости морального выбора и осмысления прошлого и настоящего. Поэма написана уже после отмены крепостного права, и  Некрасов рассказывает о простом люде, о народном заступничестве, о богатырстве, заключающемся в "гневном терпении", о счастье мужиков, о женском счастье:
Ключи от царства женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны,
У Бога самого!

В поэме заспорили семь мужиков: Кому живется весело, вольготно на Руси? Сошлись на том, что не увидятся ни с женами, ни с детьми, ни с родителями, пока не узнают, "Кому живется весело, вольготно на Руси?"

Незаконченную некрасовскую поэму венчает глава "Пир - на весь мир", в которой подводятся итоги хождения героев за счастьем. Вот, в последней главе, звучащие на пиру песни, рассказы и притчи отображают историческую дистанцию, которую пришлось преодолеть народу на пути к освобождению от крепостной неволи.
Что же касается меня, то больше всего мне понравился рассказ Ионушки "О двух великих грешниках" из этой части. Не скажу, что все остальное не понравилось, нет, даже наоборот, просто этот рассказ как-то показался  мне роднее, он чем-то отдаленно походил на мои любимые детские  рассказы - жития святых.

Честно признаюсь, поэма меня зацепила еще и тем, что я не могла понять суть рифмы. Звучит как мелодия, а рифмующихся строк фактически нет. Вот я и тратила время на то, чтобы разобраться с этим.

Когда Некрасов ушел из жизни, его похороны стали первыми, во время которых властителю дум были отданы всенародные почести. Достоевский в прощальном слове поставил его вслед за величайшими гениями, но несколько голосов возразили: "Некрасов выше Пушкина и Лермонтова"

1 комментарий:

  1. Анна, интересно, что Вам понравилась поэма, ну по крайней мере , не вызвала отвращения. Мои ученики в прошлом году не восприняли эту поэму. Увы!

    ОтветитьУдалить